Методические рекомендации

29 03 2022 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации воспитательной работы

в период весенних каникул

(с 27 марта по 3 апреля 2022 года)

При планировании воспитательной работы в период весенних каникул целесообразно использовать разнообразные формы ее организации, учитывать возрастные особенности учащихся, их уровень развития, интересы, способности, индивидуальные особенности, а также условия, в которых педагоги будут работать, специфику учреждения образования. Информация о планируемых мероприятиях традиционно размещается на официальном сайте учреждения образования, информационных стендах. Графики работы спортивных залов, компьютерных классов, библиотеки, специалистов СППС доводятся до сведения законных представителей несовершеннолетних на родительских собраниях.

В целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому 2022 год в Республике Беларусь объявлен Годом исторической памяти, который пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа. Гражданское и патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы, требует постоянного внимания и системного подхода, в том числе и в каникулярное время. Следует обратить внимание на обеспечение общественно значимой направленности мероприятий патриотического характера путем включения учащихся в общественно полезную и трудовую деятельность, направленную на развитие и процветание своей малой родины и страны в целом.

В период весенних каникул особое внимание необходимо уделить уходу за захоронениями воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, местам Памяти и воинской славы (мемориалам, братским могилам, обелискам, мемориальным доскам и др.), в том числе в сельской местности и за пределами населенных пунктов.

Обращаем внимание на необходимость организации посещения учащимися учреждений общего среднего образования Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в период с 27 марта до 9 мая текущего года, в том числе в шестой школьный день.

Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий и туристических маршрутов, следует продолжить использование этой формы работы с учетом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс. С этой целью разработан перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения учащимися: http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php

Согласно республиканскому плану мероприятий Года исторической памяти необходимо обратить внимание на мероприятия, приуроченные к знаковым событиям в истории Республики Беларусь, которые имеют особое историческое и общественно-политическое значение.

22 марта отмечалась годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками. В дни каникул можно организовать посещение учащимися государственного мемориального комплекса «Хатынь», в том числе и виртуальных экскурсий https://khatyn.by/ru/component/k2/item/7353-virtualnye-vystavki.

2 апреля - День единения народов Беларуси и России. В 1996 году был подписан договор о создании сообщества Беларуси и России, а через год в этот же день - договор о Союзе Беларуси и России. В рамках данной даты необходимо организовать выставки, выпуск стенных газет, плакатов, радиогазет, мультимедийных презентаций.

Календарь знаменательных дат в системе воспитательной работы на период весенних каникул:

27 марта – Всемирный день театра;

30 марта – День защиты Земли, главной целью которого является привлечение внимания людей к глобальным экологическим проблемам;

2 апреля Международный день детской книги.

На весенних каникулах необходимо принять меры по активному привлечению учащихся к занятиям физической культурой, популяризации здорового образа жизни, организовать работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни. Следует обеспечить вовлечение детей в физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, максимально задействовав для их проведения спортивные залы учреждений образования, физкультурно-оздоровительных комплексов.

Формирование у учащихся разнообразных трудовых умений и навыков является важной задачей трудового воспитания, следует продолжить работу по благоустройству территорий, прилегающих к учреждениям образования, природных и культурно-исторических объектов, в которой учащиеся смогут проявить себя и оценить значимость собственной трудовой активности. На каникулах следует продолжить работу по профессиональной ориентации учащихся на II и III ступенях общего среднего образования. Это участие в Днях открытых дверей в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, образовательные экскурсии на заводы и предприятия.

В период весенних каникул значительное место следует отвести мероприятиям, направленным на развитие навыков медиаграмотности и медиабезопасности, организовать работу по разъяснению учащимся правил безопасного поведения в сети Интернет, освоению правил корректного и безопасного общения в социальных сетях.

Во время весенних каникул организуются оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, в связи с этим необходимо обратить внимание на создание максимально благоприятных условий для оздоровления, полезного отдыха, рационального использования каникулярного времени.

Важнейшая роль в реализации задач воспитания в период весенних каникул по-прежнему принадлежит классному руководителю. Внеучебная деятельность должна быть ориентирована на вовлечение учащихся и родителей в различные мероприятия, направленные на создание у учащихся ситуации успеха, стимулирующие законных представителей несовершеннолетних к активному участию в воспитании ребенка.

В каникулярный период в учреждениях общего среднего образования особое внимание необходимо уделять оказанию адресной психологической помощи обучающимся: детям, находящимся в социально опасном положении; детям с особенностями психофизического развития; несовершеннолетним, в отношении которых инспекцией по делам несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа и др.

Системность, содержание, формы и методы адресной психологической помощи напрямую зависят от условий конкретного учреждения образования, в котором педагог-психолог осуществляет свою деятельность: особенность контингента, количественные и качественные характеристики кадрового, материально-технического, организационного и методического обеспечения, потребности и потенциал участников образовательного процесса и др.

Для повышения эффективности оказания психологической помощи в период каникул традиционно проводятся заседания районных (городских) методических объединений педагогов-психологов, при проведении которых необходимо по возможности обеспечить не только методическую, но и супервизионную и правовую поддержку специалистов.

В целях профилактики безопасного поведения обучающихся в социальной среде рекомендуется организовать встречи с представителями Министерств МВД, МЧС и др. Проведение всех воспитательных мероприятий в дни весенних каникул должно основываться на создании для учащихся максимально безопасной, воспитывающей и развивающей среды.

В каникулярное время следует обратить внимание на сотрудничество учреждений образования с учреждениями социокультурной сферы, предприятиями, детскими и молодежными общественными объединениями в рамках организации совместных мероприятий воспитательной направленности.

Информация о предлагаемых мероприятиях в дни весенних каникул размещена на официальных сайтах Национального центра художественного творчества детей и молодежи https://nchtdm.by/; Республиканского центра экологии и краеведения http://rctkum.by/.

В Год исторической памяти музейная педагогика предлагает:

в Национальном историческом музее Республики Беларусь представляется проект «Лёс Музея – лёс Краіны. Шлях даўжынёй у стагоддзе»;

в Государственном музее истории белорусской литературы - літаратурна-мастацкая экспазіцыя “Фарбы душы”, прысвечаная 85-годдзю Дануты Бічэль-Загнетавай, 75-годдзю Раісы Баравіковай і 80-годдзю з дня нараджэння Веры Вярбы.

Большой воспитательный потенциал содержится в экспозициях Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны http://www.warmuseum.by/.

При организации воспитательных мероприятий в каникулярный период необходимо принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних. Следует напомнить учащимся о правилах поведения на автомобильных дорогах, противопожарной безопасности. Актуальным в весенний период является соблюдение правил безопасного поведения на воде, вблизи водоемов, во время пала травы.

Важным направлением деятельности органов управления образованием, учреждений образования является предупреждение правонарушений на объектах железнодорожного транспорта, работа, направленная на выявление и устранение факторов, причин и условий правонарушений, создание необходимых мер для обеспечения безопасности и законопослушного поведения подростков на железной дороге. В этой связи весьма актуальными являются проводимые в учреждениях образования воспитательно-профилактические мероприятия. На классных часах, родительских собраниях необходимо провести информационно-разъяснительную работу с обучающимися, законными представителями по безопасному и ответственному поведению детей и подростков в период каникул.

Прочитано 214 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)